Наставник, мечтает о том,
чтобы его подопечный
превзошел его и стал
для него Учителем!
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время многие выпускники педагогических ВУЗов после окончания отказываются связывать свою дальнейшую жизнь с педагогической деятельностью в школе. Одних пугают трудности, другие считают, что эта профессия не престижная. В итоге в школу приходят те, кто всегда мечтал об этой профессии, или те, кто не уверен, но решил попробовать стать учителем.
Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – должность учителя.
Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной. Это может привести к тому, что молодой учитель уходит из школы в первый год работы.
Описание опыта работы педагога-наставника Плотниковой Нины Ивановны с молодыми специалистами Неретиной Наталией Валерьевной, Масальской Марией Викторовной, Мартынова Линда Викторовна.
В 2019-2020 учебном году в МБОУ «Быстроистокская СОШ» пришел молодой специалист, учитель математики Мартынова Линда Викторовна. Она ранее работала в нашей школе учителем начальных классов на протяжении года, но по специальности она учитель математики и информатики, закончила ФГБОУВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина» в 2013 году. Опыта преподавания математики у нее не было. Решением педагогического совета школы было принято назначить молодому специалисту педагога-наставника. Этим педагогом – наставником стала я. За время работы показала себя хорошим учителем, который стремился повышать квалификацию, проводила внеурочные занятия по математике, принимала советы наставника по работе с учащимися, а также по работе классного руководителя. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком, но в будущем планирует вернуться на работу в нашу школу.
.В 2020-2021 учебном году в МБОУ «Быстроистокская СОШ» пришел молодой специалист, учитель математики Масальская Мария Викторовна. Она на тот момент была студенткой 3 курса Алтайского государственного педагогического университета. Опыта преподавания математики у нее не было. Решением педагогического совета школы было принято назначить молодому специалисту педагога-наставника. Этим педагогом – наставником стала я. Но после учебного года Мария Викторовна вернулась на очное обучение в университет и продолжила педагогическую деятельность в школе г. Барнаул.
В настоящее время я являюсь учителем-наставником Неретиной Наталии Валерьевны, которая пришла в МБОУ «Быстроистокскую ОСШ» в 2021 году. Она окончила Бийский государственный педагогический университет в 2007 году. После окончания университета не было возможности устроиться на работу в школу, и до 2021 года она работала в других организациях. «Работать в школе мне всегда хотелось, я мечтала стать учителем!» - всегда говорила Наталия Валерьевна. С 1 сентября 2021 года меня назначили её педагогом-наставником.
Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Неретиной Наталией Валерьевной учебных занятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять допущенные ошибки и совместно их устранять.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:
- составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
- разработка методических рекомендаций для организации работы;
- осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
На начальном этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.
К таким проблемам относятся:
- проблемы в отношениях с учащимися;
- проблемы в учебной работе.
- недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток знаний по предмету.
Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходило на подготовку к уроку, и, как следствие, возникало перенапряжение.
Во-первых, у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В это время наша школа переходила на ФГОС 2021 с 1 по 9 класс. Для нас всех программы по обновлённым ФГОС были новыми, и мы вместе с Наталией Валерьевной внимательно изучали документы и составляли программы. В процессе работы упор делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя.
Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС. Я считаю, что предмет математика для восприятия учащимися является одним из самых сложных. Для изучения предмета учила её применять приёмы развития образного мышления, приёмы обучения как средство изучения различных тем математики.
Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:
- Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
- Актуализация учениками своих знаний.
- Поиск решения проблемы учениками.
- Выражение решения
- Применение знаний учениками
Кроме того, нами были рассмотрены
- современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
- формы работы с обучающимися на уроке;
- система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по математике), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у Наталии Валерьевны сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста
В настоящее время Неретина Наталия Валерьевна показывает высокие результаты в профессиональной деятельности на школьном и муниципальном уровнях, ее ученики – активные участники очных и заочных олимпиад, конкурсов.
Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим учителем.